Экстренный выезд адвоката, круглосуточно
Консультация адвоката с 09:00 до 23:00
Закон что дышло. Как попытка защитить авторские права обернулась уголовным делом?
Позавчера в Москве при подписании мирового соглашения был задержан известный музыкант Дидье Маруани и его представитель, правозащитник Игорь Трунов. Правоохранительные органы объяснили свои действия тем, что вторая сторона конфликта, а именно поп-певец Филипп Киркоров сообщил о вымогательстве крупной суммы денег. Предыстория захватывающего сюжета, который разворачивается на глазах у изумленной публики такова. Дидье Маруани обратил внимание, что в одной из песен Киркорова используются мотивы композиции, права на которую принадлежат ему. Защищать интересы француза взялся правозащитник Игорь Трунов, который подготовил документы, подтверждающие плагиат (по результатам экспертизы), и подал иск в суд. Правда, российский суд в иске отказал, сославшись на то, что не может принять это дело в силу того, что данный иск не отвечает требованиям о территориальной подсудности. Как сообщают СМИ, узнав об этом, известные пранкеры Лексус и Вован начали переписку с представителем французского музыканта о мировом соглашении с суммой компенсации в один миллион евро. Причем в определенный момент пранкеры (по их же словам) передали материалы переписки адвокату, защищающему интересы российского певца. И вот первая часть истории (а мы уверенны, что это еще совсем не конец) закончилась задержанием гражданина Франции по подозрению в вымогательстве. В итоге музыкант провел ночь в ОВД, а утром был выпущен из ОВД с извинениями.
Как гражданский иск превратился в вымогательство и почему подобные истории наносят вред имиджу России рассказывает руководитель Коллегии адвокатов «Курганов и партнеры» Алексей Курганов:
«Вся эта история напоминает окончание «лихих девяностых». В те годы практика обвинений в вымогательстве была достаточно широко распространена в определенных кругах — таким образом должники решали свои проблемы в случаях, когда речь шла о крупных суммах, и выгоднее было занести знакомым «оборотням в погонах» нежели отдавать долги. Конфликт Дидье Маруани и Филиппа Киркорова, конечно, не прямо повторяет практику тех лет, но по сути своей не может не вызывать в памяти истории ушлых должников.
Суть конфликта двух людей искусства проста, если вынести за скобки взаимные обвинения, которые сыпятся сейчас на благодарную публику как из рога изобилия с обеих сторон. Французский музыкант обвинил Киркорова в плагиате, собрал доказательную базу (результаты экспертиз) и подал в суд. (Тут надо честно признать, что у российского поп-певца действительно много подозрительно похожих на иностранные хиты песен.) Суд иск не принял, сославшись на букву закона, но это не означает, что требования Маруани не являются правомерными. То есть, мы не можем сказать, каким бы был итог, если бы дело рассматривалось по существу. Возможно, суд признал бы правомерность требований гражданина Франции к российскому исполнителю.
Далее по их собственному признанию в дело вступили пранкеры Вован и Лексус, которые начали переписку с представителями Маруани о досудебном урегулировании конфликта. Но я бы поставил под сомнение признание этих информационных хулиганов. Дело в том, что их высказывания, появившиеся после разразившегося скандала больше похожи на попытку обелить Киркорова, поскольку вся эта история может негативно отразиться на зарубежных гастролях поп-певца.
Поэтому я склонен оставить признание пранкеров за скобками и перейти собственно к действиям правоохранительных органов. Во-первых, сообщение о вымогательстве взятки, полученное от Киркорова и его представителей, очевидно не было проверенно должным образом (иначе бы правоохранительные органы знали бы о попытке Маруани подать иск). Во-вторых, обращение с гражданином Франции и его представителем Игорем Труновым не может вызывать других чувств, кроме как возмущение действиями сотрудников полиции. Дело в том, что из сообщений СМИ стало известно, что Дидье Маруани и его представителя задержали более, чем на три часа, которые положены по закону в случае, если сотрудники правоохранительных органов не готовы предъявить обвинение задержанному. А гражданин Франции и Игорь Трунов провели в полиции более восьми часов. В итоге сами сотрудники правоохранительных органов объясняли свои действия необходимостью провести некую «беседу» с Маруани. Но хочу напомнить, что такой формат как «беседа» подразумевает прежде всего добровольное согласие человека. В данном случае, имея перед глазами видео задержания иностранного гражданина, говорить о его свободном волеизъявлении будет лукавством. Это именно задержание. Причем задержание незаконное.
Что же касается самого формата урегулирования возникшего между служителями эстрады спора, то хочется напомнить, что такое решение конфликта достаточно часто встречается на бытовом уровне. Например, если один собственник жилья по своей вине залил квартиру соседей этажом ниже, то две стороны конфликта имеют право выяснить свои отношения напрямую, не привлекая ни правоохранительные органы, ни суд . И это не будет являться вымогательством в случае, если при решении конфликта не будут озвучиваться угрозы одной из сторон. Уверен, что в процессе переписки представителей Маруани с представителями Киркорова никаких угроз Киркорову лично или его близким родственникам не озвучивалось, также не озвучивались угрозы в адрес имущества певца. То есть, задержание Маруани по сообщению о вымогательстве — это превышение служебных полномочий со стороны сотрудников правоохранительных органов.
Приходится констатировать, что для Филиппа Киркорова данная история лишь начало череды судебных исков за нарушение авторских прав, но теперь уже эти иски будут поданы вне российской юрисдикции. При этом на западе и авторские права защищены гораздо лучше, и суммы присуждаемые ответчику по таким искам гораздо больше. А музыканты — народ обидчивый, и в том, что они доведут свои обещания до суда сомневаться не приходится.
Также стоит отметить, что данная ситуация несет репутационные потери и для России. Поскольку эта история показывает, что в нашем государстве прав не тот, у кого больше прав, а тот, кто обладает большими связями, известностью, кто может в силу своего положения влиять на ситуацию не вполне правовыми способами, кому пойдут навстречу в силу личных симпатий. По сути те заявления о необходимости строить благоприятную для инвестиций и бизнеса среду, которые регулярно звучат от первых лиц государства, натыкаются с той же регулярностью на вот такие «перегибы на местах». Но проблема в том, что люди бизнеса верят делам больше, чем словам, а по делам пока получается как в старинной поговорке про закон и дышло.»
#КургановиПартнеры #АдвокатКурганов
Перепечатка информации данной статьи разрешается в любых электронных и классических СМИ при условии указании ссылки(подписи) на МКА Курганов и Партнеры или сайт коллегии.
Тел.: +7(495)236-7771